Пашковская плотина

Фото начало XX века

Оранжерея

Фото начало XX века

 

«Справка устройство Лицея - 03»

 

 

Общие правила "Способа учения" в уставе помогали тому, что каждый профессор по своему предмету действовал в соответствии с этими указаниями, и все вместе они стремились к достижению общей цели - дать воспитанникам широкое образование, научить их мыслить, помочь развитию способностей.

Лицей

Бабловский дворец ок. 1820 года Лангре В.П.

Учебная программа была составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников: «В каждом классе преподаются вышеозначенные предметы постепенно, наблюдая, чтоб науки, требующие большой зрелости в уме, предваряемы были теми, в коих успехи зависят более от памяти". В лицейском Уставе не было пункта о телесных наказаниях учащихся, встречавшегося в частных пансионах и военных учебных заведениях. Педагоги Лицея должны были стремиться только к нравственному воздействию на провинившегося. Наказание - отделение от коллектива, уединение - существовали для того, чтобы воспитанник подумал о своем поступке, осознал содеянное. И в этом проявлялось уважение к личности лицеиста.

Большое место в жизни учебного заведения отводилась директору. Он - хозяин Лицея. В его обязанности входило личное наблюдение за учебным процессом, за воспитанием юношей и за всем лицейским хозяйством. Директор должен иметь обширные и глубокие познания в науках и языках, чтобы правильно оценить и искусство профессора, и успех воспитанника. Это должен быть в высшей степени высоконравственный человек, чтобы личным примером воспитывать юношей.

Лицей

Вид Большого Лицейского зала ок. 1820 года Лангре В.П.

Под ближайшим начальством директора находились надзиратели, впоследствии названные инспекторами. Один осуществлял порядок учебный и нравственный, другой следил за хозяйством. Очень многое в лицейской жизни зависело от директора. По тому, кто займет эту должность, можно было судить, какое направление примет новое учебное заведение.

В отличие от университетов лицейский устав ограничивал права самоуправления, ставя Лицей в непосредственное подчинение министру народного просвещения, который должен лично наблюдать за всем происходящим в учебном заведении, требуя от директора постоянных отчетов, касающихся учебной и хозяйственной деятельности. Лицей находился под особым покровительством самого императора.

Выпускники Лицея имели большие права и преимущества. В зависимости от успеваемости, они поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, на военную - на тех же условиях, что и воспитанники Пажеского корпуса. В первые годы существования Лицея ученики имели право выбора между гражданской и столь любимой дворянами военной службой.

Права, получаемые выпускниками Лицея, свидетельствуют о стремлении привлечь дворян к воспитанию детей в этом учебном заведении. Но основная причина этих привилегий объясняется следующим: перед выпускниками Лицея, получившими прекрасное образование и воспитание, должны были открываться широчайшие возможности применения знаний и способностей.

Для молодого поколения дворянской России создавалась школа с истинно русским воспитанием, стремившаяся дать своими питомцам убеждение, что они должны жить, трудиться "для общей пользы", ставшая целью воспитать "истинных сынов Отечества".

 

<< назад

 

"В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал..."

"Евгений Онегин" А.С.Пушкин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Спонсор сайта ООО"Татьяна Плюс"

Страница - 01 - 02 - 03 - 04 - 05 - 06 - 07

2005-01-03 23:55