«Справка устройство Лицея - 01» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кандидаты в учащиеся Лицея принимались по предварительному испытанию, то есть вступительные экзамены. Принимали детей в возрасте от 10 до 12 лет. В первый прием предполагалось принять не менее 20 и не более 50 учащихся, в последующие годы количество принимаемых воспитанников зависело от состояния средств: обучение производилось за государственный счет. Длилось оно шесть лет. В отличие от европейских лицеев, готовящих для поступления в университет, Императорский Лицей давал образование, приравненное к университетскому. Изучались предметы, "важными частям государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные". Первые три года - начальный курс - включали предметы старших классов гимназии, кроме политэкономии, статистики, технологии, коммерческих наук, но был введен особый курс "Изящных искусств и гимнастических упражнений". В него входили: чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Последующие три года - окончательный курс - содержали предметы университета. Но разделения на факультеты в Лицее не было. Воспитанники изучали основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давая энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам "нравственным", в которых, как гласит лицейский устав, "заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих". Отсюда "многопредметность" лицейского курса, в чем нередко видели недостаток лицейской программы. Модест Корф, товарищ Пушкина по Лицею, писал:" ...до самого конца, для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие - все это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические". Однако "многопредметность" не была просчетом организаторов Лицея, они сознательно разработали столь обширную программу, учитывая, что Россия нужны не узкие специалисты, а универсально подготовленные деятели. Проводимые в жизнь реформы требовали людей с широким кругозором и разносторонним образованием. Из трёх элементов воспитания - физического, умственного и нравственного - внимание европейских педагогов долгое время было приковано исключительно к умственному. Образовать юношество в Лицее означало не только дать им необходимые знания, но и соответствующим образом воспитать их. Устав предписывал принимать в Лицей только отличных детей "с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье". В руководители избирать людей, "знаниями и нравственностью заслуживающих общее доверие", "сверх прочих требуемых от них по должностям их достоинств, дабы они совокупно руководили юношество добрыми своими при мерами жизни и наставлением". От директора Лицея в особенности требовалось кроме обширных познаний в науках и языках примерной жизни. Повышенное внимание к нравственности воспитателей объясняется тем, что Лицей - закрытое воспитательное учебное заведение. В начале XIX века не только образование, но и воспитание стояло на сравнительно низком уровне. Русских воспитателей было очень мало. Происходили они из студентов университетов, духовных академий, семинарий. Но в этих учебных заведениях давалось умственное образование, поэтому и приходилось принимать в учителя людей, получивших образование в различных учебных заведениях, с обязательным удостоверением в их доброй нравственности, чтобы они собственными примером воспитывали юношество. В Лицей были направлены лучшие студенты первого выпуска Педагогического института. далее >>
| "В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал..." "Евгений Онегин" А.С.Пушкин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спонсор сайта ООО"Татьяна Плюс" |
2005-01-04 19:37
|