Пашковская плотина

Фото начало XX века

Оранжерея

Фото начало XX века

 

«Справка устройство Лицея - 02»

 

 

Один из параграфов устава Лицея гласил:" Само сабой разумеется, что Российская история должна занять предпочтительное место". Особое внимание к российской истории в лицейской программе неслучайно. Частные учебные заведения и иностранцы, занимавшиеся домашним обучением, не ставили своей задачей вызвать у учеников интерес к родной стране. Иностранные воспитатели, "не стыдясь, печатали в газетах объявления, будут учить нас любви к отечеству, приверженности к вере и государю. Вместо того... внушали детям неуважение к родителям, и если не презрение, то полное равнодушие ко всему русскому и сочуствие ко всему иностранному. Восхваляя Тюреля, Кондэ, Наполеона, твердили, что во Франции все превосходно, забавы без числа, всё блаженствует, в России же все мрачно, скучно, что люди не живут, а только дышат... Юноши узнали от своих воспитателей, что делалось в Лондоне, Париже, но о России не слыхали ни слова".

Лицей

Дворец. Рисунок 1820-1823 года Белуха-Кохановский А.А.

Лицейское воспитание, лицейский способ учения прежде всего должны были способствовать развитию национального самосознания, воспитанию граждаственности, патриотизма. Великому служению отечеству учили на примерах знаменитых мужей прошлого, жизнь и деяния которых всегда должны быть примером. "Особенно должно остановлять внимание на деяниях великих людей и заставлять воспитанников пересказывать их, указуя между тем им испытанные отличительные черты каждого характера".

Трудно представить, но в программах гимназий отсутствовал родной язык и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы, о чем много заботились ученики М.В.Ломоносова. В Лицее же изучение русского языка и словесности начиналось с первого года обучения. Уважение к родному языку, к русскому слову тоже способствовало развитию патриотических чувств. Таким образом, создавая Лицей, стремились к разрешению очень важной проблемы - изъять воспитание русского дворянства из рук иезуитов и иностранцев и, согласно требованию времени, доверить его русскому учебному заведению.

В лицейском уставе говорилось не только о том, чему надо учить, но и как учить. Общее направление всего лицейского обучения раскрывается в главе "Способы учения", первый параграф которой гласил:"Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие". Цель лицейского обучения заключается не олько в обогащении воспитанников знаниями. Профессора должны были развивать умственные способности воспитанников, научить их мыслить. Особенно четко эта задача сформулирована в разделе "Изящные письмена, или Словестность" : "Руковоствуя воспитанников в словестности, профессор должен тщательно избегать пустых школьных украшений. Напротив, он должен, занимая воспитанников предметами, возрасту их сообразными, прежде заставить их мыслить, а потом уже искать выражений и никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без ясных идей..." "Чтение избранных мест должно быть соправождаемо разбором, сила сего разбора состоит в том, чобы дать воспитанникам чувствовать, каким образом и какими средствами главная простая мысль получила особенную живость или возвышение, посему разбор не что иное есть, как разрешение данного предложения на первые его мысли и постепенное его образование".

Лицейское обучение не походило на унивеситетские лекции. Если задача профессора университета - как можно лучше прочесть лекцию. не заботясь о том, насколько его слушатели усвоили матерьял, то в лицейском обучении главное - результат, главное, чтобы воспитанники поняли урок, "присвоили себе объясняемую мысль".

<< далее >>

 

"В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал..."

"Евгений Онегин" А.С.Пушкин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Спонсор сайта ООО"Татьяна Плюс"

Страница - 01 - 02 - 03 - 04 - 05 - 06 - 07

2005-01-03 23:57