|
Кирпичная тема графа Растрелли.
До повсеместного распространения индустриального метода строительства, архитектор, как правило, был и руководителем работ. Граф Растрелли возил с собой даже мастеров по обжигу кирпича и ходатайствовал перед Императрицей о награждении достойных, «кои не пьянствуют». Летом 1751 года из г. Ярославля вызывают 400 каменщиков.
Фото начало XX века. парковый фасад Екатерининского дворца.
|
В феврале 1748 года "Канцелярия от строений" отдает предпочтение кирпичу Царскосельского завода перед Невским. В марте 1755 года для строительства Земского дворца требуются каменщики «особливо из Ярославля и Костромы». В 1766 году Растрелли, уже в отставке пишет, что в России производят хорошо обожженный кирпич, а «работы выполняются в совершенстве». Кирпич высокого качества, даже несколько пережженный требуется для подземных работ. Растрелли, несомненно, возводил Висячий сад (близь церкви) и подземный спуск воды из него. Но может это не все? С.А. Максимов (1831-1901), уроженец Кологривского уезда Костромской губернии, в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» пишет, что галичские плотники могли «подсадить кикимору» после чего в доме начинался «полтергейст». Описанные им приемы есть шутки, а не порча, но за 150 лет до того могло быть иначе. Не костромичи ли устроили «то самое» что дает о себе знать до сих пор? Нелишне было бы отследить расход материалов год за годом. Тайный вывоз кирпича на подводах почти невозможен. Исчезать он мог только под землей - на тайные работы. Николай I, осматривая новую. Брестскую крепость, спросил «Из чего этот кирпич?». «Из глины» ответил строитель. «А я думаю из золота, судя по расходам» - сказал император, чем вызвал смущение у присутствовавших. Значит, было, что скрывать. Клейма на кирпичах из Брестской крепости - 1848 - до того это была редкость, «казенный» кирпич не клеймили. Частные заводы распространились после 1860-х годов. Внутри и вокруг Руины.
Постоянно повторяются легенды о том, что в башню сбрасывали отставленных любовников Екатерины II, хотя на самом деле она отправляла их в путешествие за границу. Жительница города Пушкина около 1960 года рождения со слов своей матери сообщила, что в момент освобождения города (январь 1944 года) в башне было много трупов.
Фото начало 40-х XX века. Башня-Руина. Левого спуска в настоящее время нет. Екатерининский парк.
|
Найти тогда трупы не представляло труда - труднее было найти живых для складывания их в столь неподходящим месте. Уроженец Кузьмина, 1938 года рождения около 1948 года видел в подземелье под насыпью боеприпасы без взрывателей, ходить приходилось по минам, лежавшим на полу в луже. Я видел около 1962 две авиабомбы, врытые в качестве тумб в Нижнем парке. После сведения обрываются, а пересказы путаются. Летом 1990 года при расчистке подвала самой башни найдены 2 копейки 1768, сама башня после 1770, и мина от миномета 106 или 120 мм - сдана в музей, уже пустая, без «хвоста». Около нового 2003 года под насыпью начались работы, до укладки нового каменного пола. В ходе работ выяснена конструкция фундамента под насыпью и отработаны методы работы в узком раскопе - время не пропало даром. Установлено, что стены сложены на растворе разного цвета и состава, но место спуска не найдено. А. Асташенко, известный исследователь подземелий, предположил, что вход и ближайшая часть спуска были разобраны, а потом из старого кирпича сложена сплошная стена. Кто мог это сделать в 1948 году, когда город только отстраивали? Страсти вокруг Шапели.
Башня Шапель окружена легендами. Как будто ее создатель, Адам Менелас, шотландец, был масоном, петушок держал масонские символы, а на третьем этаже, куда нет лестницы, собирались посвященные.
Фото конца XIX века. Статуя Спасителя в павильоне Шапель. Александровский парк.
|
Статуя Христа, стоявшая в капелле, заказана для одной из московских церквей, а ее создатель, Даннекер изображен с ее моделью в руках. Как будто в мастерскую, где стоял блок мрамора, вошел ребенок и сказал «Из него сделают спасителя». После чего скульптор работал с особым вдохновением. В 1886 году статуя передана в Русский музей, где и находится сейчас. Но тот же житель Кузьминки говорил, что была легенда - когда благословляющая рука Христа опустится - будет конец света. Фигуры ангелов, работы Демут - Малиновского бесследно исчезли — обломков не найдено. Разные люди сообщали, что в капелле собираются члены секты «Аум синрикё» - они же нарисовали на стенах маску Тутанхамона и тайные знаки. Записаны показания - в 1921 замурованы хода из башни, в которых скрывались бандиты, грабившие прохожих.
Фото начало XX века. Павильон Шапель. Александровский парк.
|
Спуск был в правой полуразрушенной башне. Другой спуск был еще во время съемок фильма «На графских развалинах» около 1970. В этом месте не раз бывали съемки фильмов, но других. Сказанное весьма сомнительно - в канавах долго стоит вода, а подземелья должны быть ниже уровня пруда. После разгрома ордена тамплиеров его шотландская ветвь была оправдана и приняла название ордена Терновника. Большая часть сокровищ тамплиеров исчезла, а найденные тайники оказались пусты. Связь тамплиеров, розенкрейцеров, масонов несомненна, но умение делать тайники известно гораздо шире. Шотландец А. Менелас был каменных дел мастером у Н.А. Львова, который, находясь на службе в Коллегии иностранных дел, следуя из Франции в Испанию проезжал места связанные с альбигойцами. Не мог не знать о подземельях Монсерата, даже если там не был. В письмах сообщает только о посещении музеев и соборов. Видимо отчеты о миссии по ступали канцлеру Воронцову. Еще раньше, на службе в Измайловском полку, посетил Выборг и сделал рисунок замка, не мог не знать о ходе под заливом. Название Шапель, от франц. «Шапо» - венок из роз, который носила во время карнавала королева красоты, а потом возлагала на статую мадонны - там же в Провансе. Раскручивать можно любую версию - были бы желающие. Состояние башни ухудшается на моей памяти - ведь я помню в ней жили и были цветные стекла.
|
|