Карта парков Детского Села

Часть карты 1939 г.

Карта центра Детского Села.

Часть карты 1939 г.

 

«Подземное дело тёмное - приложение 003»

 
 

Сергей Михайлычев
"В подземельях Царского Села:
Тень Императора к Вашим услугам"
1999 г.

 Придворный интриган и лейб-медикус Франк Лесток был известен своей приверженностью к черной магии. Однажды после затянувшегося глубоко за полночь придворного бала к нему привели тяжело занедужившую камер-фрейлину фон Траубэ, которая жаловалась на чудовищные головные боли, шум в ушах и сильное сердцебиение. Лесток спросил больную, где шум ощущается чаще ? в правом или левом ухе? Изму-ченная женщина ответила, что в правом. Знахарь вперился в зрачки больной и, начертав на ее лбу три кабалистических знака, "ввинтил" свой указательный перст между надбров-ных дуг фон Траубэ, затем дунул в ушную раковину, и в тот же миг фрейлина рухнула к ногам ворожея в глубоком эпилептическом припадке!

Выход Императрицы Елизаветы

"Выход Императрицы Елизаветы", Е.Е.Лансаре, почтовая карточка начало XX века. (акварель 1905 г.)

 Извиваясь в корчах падучей, полу-захлебнувшись собственной пеной, на глазах у нескольких десятков придворных она поведала лейб-медикусу, что недуг подступает к ней сразу же после навязчивого сновидения: на перепаханном поле четыре грубо отесанных каменных креста-исполина. Кресты от пронзительного ветра вращаются вокруг своей оси, а жирное земляное месиво между ними, закипая в движении, преобразуется в вырубленные в почве очертания двуглавого орла со скипетром и державой в когтях!.. Когда же припадок отступил, фон Траубэ простонала: "Там, в моем будуаре..." И потеряла сознание.
 Граф Лесток " муж мудрый и лукавый, после лечебного сеанса дотошно изучил спальную комнату камер-фрейлины и..." первым наткнулся на отлично замаскированный люк, ведущий в рукотворные катакомбы времен Иоанна Грозного под Царскосельским дворцом.
 С этой находки как-то принято считать тему дворцовых подземелий, уводящих бог весть в какие времена и веси открытой, но до сих пор до конца не разгаданной.
 Архивные документы доносят до нас и другой факт прямого соприкосновения с тайными подземными лабиринтами авантюриста и композитора Жака Оффенбаха, приглашенного в Петербург для обучения цесаревичей, а заодно и для создания придворного театра. Вдосталь наслушавшись причудливых рассказов о дворцовых подземельях, Оффенбах загорелся фикс-идеей: во что бы то ни стало побывать под землей, и если древние карстовые своды будут благосклонны к нему, сочинить там свою лучшую музыку ? шедевр жизни! Восемь месяцев маэстро с упрямством завзятого спелестолога изучал подземное царство, раз от раза делаясь все мрачнее и усыхая с каждым возвращением. Однако премьера и два последующих спектакля подземного шедевра музыканта оказались трагическими.
 После первого представления балета "Черная бабочка", поставленного на "пещерную музыку", внезапно заполыхал придворный летний театр, в огне погибает исполнительница заглавной партии, любимица царя прима-балерина Эмма Ливри. А на втором спектакле, данном уже в Тронном зале Екатерининского дворца, часть придворных зрителей почувствовала внезапное удушье,

Большой (Тронный) зал Екатерининского дворца. Фото 2005 г.

Большой (Тронный) зал Екатерининского дворца. Фото 2005 г.

головокружение, а несколько знатных персон упали в обморок. Мистический ужас и злословия одно страшнее другого прочно поселились под дворцовыми сводами зодчего Растрелли. От Жака Оффенбаха шарахались как от прокаженного, пока ледяной вакуум всеобщего страха не вытолкал взашей великого авантюриста из Царского Села в Париж. Но недаром русские говорят: "Добрая слава на месте лежит, а худая по свету бежит". И черные слухи о породнении в подземельях композитора с Сатаной достигли Елисейских полей и Лувра, куда раньше дормеза Оффенбаха. К тому же они с лихвой подтвердились, когда парижские театры, в которых рискнули-таки поставить балет века LЧерную бабочку¦, заполыхали в очередь один за другим! Певицы, оранжиирующие вокалом отдельные фрагменты музыки, срывали голоса и навсегда теряли способность петь. Танцовщицы вывихивали суставы и лишались грации, а публика становилась на время сценического действа невменяемой и ... глохла!!!
 "Если это не следствие русской бесовщины, то что же это?" - твердили парижане. "Предать анафеме и изгнать за пределы королевства слугу Дьявола", - требовали самые суеверные из них. Пускай убирается прочь в ледяную Россию. Туда, где он прозакладывал некогда христианскую душу за семь нот", - бесновалась ортодоксальная чернь под окнами квартиры Оффенбаха. Явственно запахло самосудом!.. Композитор не стал искушать судьбу и инкогнито через Вену вернулся к пограничному шлагбауму Российской Империи. Но Держава, сделавшая его великим и несчастным, отвернулась от ошельмованного музыканта. Как утверждает легенда, на границе специально при-скакавший из Царского Села лейб-курьер передал отверженному Жаку вместе с письмен- ним государевым запретом на въезд и устную царскую сопроводительную, мол, госпо-дин Оффенбах, конечно, может и ослушаться, но тогда остаток его жизни скрасят дворцовые подземелья.
 ...Усталые кони повернули на Запад, увозя "капельмейстера Сатаны" в кромешное одиночество, забвение, нищету и смерть!
 А что же подземные чертоги Екатерининского дворца? Нашелся ли смельчак и сорви-голова, проникнувший не только в секретные архивы, но и за двухсотлетнюю замурован-ную кладку? Да! И не один. Однако подлинного внимания заслуживает лишь подземная экспедиция казненного поэта Николая Гумилева. Еще пылким юношей Гумилев на свой страх и риск буквально ящеркой, до костей ободрав тело, протиснулся в безымянный лаз вблизи Царскосельского водоотвода. Шестнадцать часов проплутал Николай в подземной паутине катакомб, пока наконец не обнаружил спасительный выход-люк у орловских ворот Екатерининского парка.

Орловские ворота. Екатерининский парк.

Треумфальные Орловские ворота в Екатерининском парке. Фото 2004 г.

 Первое боевое крещение пещерами впиталось в плоть и кровь Николая. И спустя несколько лет, вернувшись в Царское уже нюхнувшим пороху Георгиевским кавалером, он напару с Сергеем Рахманиновым спускается под землю вновь Уже с конкретной целью отыскать легендарную "келью Оффенбаха", где по преданию композитор, сочинив роковую "Черную бабочку", в подножии ниши стены с замурованной любовницей Бирона оставил подлинник гениальной партитуры и чудо-перстень царский гонорар. Пещерный дух "Белого Каменотеса" улыбнулся двум дилетантам. И седьмой по счету поиск вывел их к гроту-могиле в район Кондакопшино, что в 20 с лишним верстах от дворца. И если Сергей Рахманинов до конца дней своих не расставался с перстнем массивная черная жемчужина в платине, проклятого людьми Оффенбаха, то Николай Гумилев вынес и развил из царскосельских лабиринтов уникальную теорию подземной Российской державы от Иоанна Грозного, Петра, Екатерины и Павла I до наших дней. Вот что удалось мне подчерпнуть из некогда арестованных ГПУ записных книжек-дневников казненного поэта: "Россия искони опечатана Четырьмя Крестами". В IX XV веках на Руси созданы рукотворные системы подземных ходов-сообщений оборонного и ритуального значения с арсеналами, сокровищницами, погостами и даже засеками-городищами на севере, юге, западе и востоке. Протяженность их несколько сотен километров. А в ключевых узлах подземной державы гигантскими вехами воздвигались на поверхности земли храмы-маяки, или позднее дворцы с домашними церквами, так со времен нашествий Тохтамыш-хана и псов-рыцарей Тевтонского ордена создается оборонная система северо-запада Руси. С пещерными лазами сообщений между крепостями: Псков - Изборск - Печоры - Остров - Гдов v Порхов- Новгород -Ладога - Тихвин - Орехов - Копорье -Ям - Иван-город. Что же касаемо Санкт-Петербурга, то с начала XVIV века новая столица опоясана глубоким оборонительным кольцом, связующим царские вотчины, дворцы и усадьбы: Царское Село, Павловск, Петергоф, Гатчина, Стрельна, Ропша. А тема Четырех Крестов ? это не мистика, а известный древний славянский символ, означающий запечатку - сокровенную тайну! Четыре Креста прорывали заступами по углам свежевырытой могилы или вырубали кайлом над местом, где захоранивался клад. Этим знаком всегда на Руси опечатывали нечто спрятанное в земле, что требовалось защитить и сохранить для истории потомкам. Поэтому вполне понятно и очевидно, почему топография Руси пещерной и России подземной носит строгую географическую конфигурацию Четырех Крестов - символа тайны, любви и веры наших предков!

 И уж совсем другое дело то, что рукотворные катакомбы, имеющие прекрасно замаскированные выходы во внутренние покои императорских дворцов Петербургских и его предместий, использовали в своих корыстных целях некоторые из посвященных в древнюю тайну тайн. Но пещерные владения предков мстили и мстят за свое осквернение. Сын поэта Лев Николаевич Гумилев верил, что отца чекисты умертвили из-за того, что он наотрез отказался открыть им тайну царских подземелий, а Сергея Рахманинова за непрошенное вторжение постигла мучительная болезнь и смерть на чужбине. Лабиринты отомстили за факты сокрытия в них своих кроваво-воровских следов князь-кесарю Ромодановскому, канцлеру Бирону, шефу жандармов Бенкендорфу и чекисту Дзержинскому. Но вырванная с корнем киркой и тротилом тайна Четырех Крестов не сдалась на милость современным потрошителям и не испустила дух. Но в проломы выдохнула из своих недр НЕЧТО ТАКОЕ, что сегодня повергает в потливый ужас самых завзятых материалистов и скептиков. И с каждым весенним пробуждением природы вольно или невольно потревоженные ТЕНИ ПРЕДКОВ просачиваются во вскрытые потайные ходы из замурований. Часть из них, выходящих в глухие леса и "чисто поле", мало тревожат людей. Но те, что были сокрыты в глубине дворцов, в период с марта по май, когда накопленная за зиму отрицательная энергетика подземелий наиболее настойчиво ищет выхода на поверхность, разряжаются на контактах с живыми людьми пещерными явлениями прошлого.
...Смех и стоны! Сочные звуки пощечин, нежные - поцелуев, звон бранчливых клинков и шпор, шорохи атласных кринолинов и оглушительный топот ботфорт какой уж раз за этот месяц взрывают ночной покой Царскосельского дворца. Робкие попытки списать все "галлюцинации" на причины чисто архитектурно-физические, старинная постройка, обветшалые перекрытия, сырая штукатурка, наконец, проклятые крысы и сквозняки, лопаются по швам и рассыпаются в прах.
 Действительно, старые здания для людей с обостренным или утонченным восприятием реалий могут представлять некий совершенно другой мир, густо населенный странными видениями, соглашается главная хранительница фондов Екатерининского дворца Лариса Бордовская, в нашем палаццо подобные явления связаны с несколькими места-ми: лестницами, примыкающими к дворцовой церкви, антресолями южной части и Тронным залом в центре дворца.
 Многочисленные свидетельства очевидцев и сделанные ими фотографии перемещающегося свечения абриса мужской щуплой фигуры в Инженерном замке близ спальни, где был задушен Павел I, относят на счет убиенного императора. И это, в общем, понятно. Отцеубийство, как впрочем и цареубийство, грех вечный! А вот чем вы объясните чуть ли не еженощные бурные сцены в покоях Екатерининского дворца?!

Екатерининский дворец. Военный смотр Императором Николаем II

Екатерининский дворец. Военный смотр Императором Николаем II. Фото начало XX века.


  Слава Богу, у нас в Екатерининском в отличие от Михайловского "кровавого замка" биоэнергетическая аура хорошая, совершенно в духе его заглавной обитательницы, "дщери Петровой" жизнерадостной Елизаветы Петровны. Здесь ни кого не пытали и не убивали за последние двести лет. Однако сколько безымянных трагических судеб кроется за официальными утверждениями. Особенно, когда были обнаружены и вскрыты древние подземелья дворцово-паркового ансамбля, уводящие в Петербург и в седые старинные "тартарары". При выборочной реконструкции старой кладки центрального здания реставраторами вдруг была обнаружена вертикальная пустота, примерно в рост человеческого тела. Когда же ее размуровали, то на свет "явились прекрасно сохранившиеся останки молодой женщины, умерщвленной, судя по костюму, во время зловещей Анны Иоанновны. Есть здравая гипотеза, что эта жертва ? одна на оступившихся фавориток герцога Бирона, жестокого, буйно-сладострастного ревнивца и палача! Происходят и другие загадочные вещи. Терпкие ароматы старинных дворцовых апартаментов вдруг внезапно обволокут тебя густым маслянистым облаком женских духов!.. Полное ощущение, что сию секунду здесь, рядом находилась живая особа, после которой и осталось в воздухе это сладкое амбре. Помните? дама уходит, но запах ее остается... Частенько возникают ощущения того, что в помещении кто-то находится: осторожное дыхание, облачка пара, тихие вздохи, невесть откуда дунувший сквознячок и самораскрывающаяся дверь. Или, скажем, когда я работаю с эпохальными вещами и фамильными предметами быта: табакерками, веерами, одеждой, я чувствую порой живое тепло некоторых предметов, словно только что из рук, только что снятое плеча. Возможно, здесь и находится одна из многих граней, отделяющих наш видимый материальный мир от мира потустороннего.
 Людмила Балашова, инспектор пожарной .охраны дворца рассказывает: "Сидим на смене вдвоем с напарницей. Тишина во дворце гробовая. Двери, разумеется, все прочно закрыты на замки , включена сигнализация. И вдруг явственно слышим тяжелые медленные шаги, осторожные такие и словно прихрамывающие. Отчётливый гулкий стук трости. Перхающий старческий кашель. Шаги доходят до каменном тупика в конце коридора, потопчутся, грохнут чем-то тяжелым и, спустя несколько минут, слышатся под паркетом нашего служебного помещения. А ведь мы-то на первом этаже. И подвалов никаких нет. Под ногами только фундамент, земля!.. Такой ужас за горло берёт, что и слов нет. Наш электрик как-то за полночь от этих шагов чуть с ума не сошел. Сидел себе в дежурке, писал письма родным. И вдруг, говорит, слышу не просто шаги, а с грохотом и бряцанием шпор, затем взвизгивание стали, будто шпагу выхватили из ноже, неясный вскрик и удаляющийся топот погони!... Да ладно бы только одни мы, но и другие дежурные смены хором утверждают примерно то же самое. А когда, например, в дворцовой церкви "с какого-то перепугу" срабатывает сигнализация, то туда никто идти не хочет, но служба обязывает и входишь. Возникает ощущение, что в церковном приделе кто-то есть и пристально наблюдает за тобой. Многие из служителей слышали душераздирающие вопли и мольбу о помощи на половине Камерона из прицерковного зала. Были уверены, что это наши ребята-реставраторы развлекаются. А пошли проверили, да глянули на часы, оказывается, реставраторы-то часа три как по домам разошлись и кругом ни души. Случались и более агрессивные контакты. Совсем недавно, в марте, ночного дежурного милиционера, мужика не из слабых и робких, чья-то невидимая рука так грохнула по плечу, что с мясом сорвала погон и вырвала полрукава Или ночной сторож, прикорнувший уже перед рассветом на диванчике, очнулся от того, что его кто-то душит, цепко обхватив за шею и вдавливая кадык. Ошалевший от страха и боли бедолага заорал так, что его напарники, дежурившие этажом ниже, покрылись холодной испариной, прибежали, выслушали, посмеялись и посоветовали плотнее закусывать. Но сторож наутро пошел в травмпункт, где врачи признали насильственное происхождение свежих синюшных пятен и полос следов неведомых пальцев у него на шее. А буквально на прошлой неделе одна из наших сотрудниц, убирая личный кабинет Александра II, услышала мужской чуть сипловатый голос: "Попробуй только плохо убрать, холопка. Сгною в дворцовых казематах!" - и скрип закрываемый на ключ кабинетной двери. Сотрудница дернула за ручку - действительно заперто. Потом уже вызвали слесаря, так он битый час с отмычками мучался с замком, пока не открыл.
 Да-а-а, всего, что было, и того, что происходит по ночам, разве расскажешь. Наш Царскосельский дворец нуждается в реставрации, а это, конечно, деньги. Так вот, не луч- ше ли ночные экскурсии для богатых любителей острых ощущений устроить! И по дворцу, и по подземельям, которые все равно уже размурованы и исхожены. Тогда бедствующему нашему дворцу-музею реальная польза, а всем неверующим наглядный урок на всю жизнь. Быть может после встречи лицом к лицу с нашими ТЕНЯМИ ПРЕДКОВ кое-кто и о душе задумается, а там, глядишь, я про культуру российскую вспомнив, поможет ей выйти из состояния глухого пещерного забвения.


Rambler's Top100 Количество - - посещений.
01 - 02 - 03 - 04

 

версия 2006-02-03
начало 2005-04-14
Открытки начало XX века с видами Царского Села.
Статистика города Детское Село до войны.
Страничка фото Янтарная комната Большого Екатерининского дворца.
Фото военных лет города Пушкина.
Страничка новости сайта www.geglov2.narod.ru