Проект века: Царскосельское метро…
Федор Морозов II.
Февраль 1998 г.
Нехотя разгоравшаяся революция 1905 года заставила многих призадуматься. Вот и царь позаботился о собственной безопасности. Его личная охрана, именовавшаяся теперь царским конвоем, была увеличена втрое, главным образом, за счет казаков. Под окнами Зимнего дворца вырос силуэт подводной лодки «Ерш», готовой в любой момент раствориться в пучине Невских вод с опальной царской семьей.
Императрица Александра Фёдоровна и Великие княжны на приёме в Екатерининском дворце. Конвойцы ЕИВ по бокам. Фото начало XX века.
|
В Царское Село зачастили инженеры-железнодорожники. Поползли слухи о строительстве там отдельных «царских» веток железной дороги. Наземная ветка возводилась открыто с привлечением огромных сил и средств. У северной окраины Александровского парка вырос великолепный павильон с собственным депо. В местных ателье днем и ночью шили по эскизам наимоднейшего модельера Федора Шехтеля облачение стрелочников и начальников станций новой железной дороги.
Вторая железнодорожная ветка, которую предполагалось подвести к Царскому Селу, строилась тихо, в условиях страшной секретности. Называли ее «метро». Весь Александровский парк в Царском Селе с июля 1905 года был окружен плотными караулами. Повсюду нацепили колючую проволоку, пестрели объявления о строжайшем запрете посещать парк, торчали масляные светильники. На северо-западной окраине выросли две «таможни», через которые круглые сутки в направлении деревни
Императорский павильон (Урицкого). Город Пушкин. Фото 2004 г.
|
Кузьмино вывозился грунт. Мрачная тайна, окружавшая строительство царскосельского «метро», стала развеиваться только к 1907 году, когда финансирование проекта стало давать сбои и к завершению работ приобщились местные деловые круги. 11 августа 1907 года получил пропуск на «объект» и мой двоюродный дядя Илья Мартемьянович Морозов, поставщик мореного дуба, янтаря и яшмы. По его описаниям, строительство велось местами открытым способом. Большая глубина залегания тоннелей (8 метров) не позволяла вести повсюду открытую проходку.
Еще в эпоху Екатерины II в Царском Селе были отрыты первые тоннели большой протяженности, соединившие Екатерининский дворец с домом Драпкина (Пушкинская, 14) и Александровским дворцом. Строители использовали старые тоннели в качестве технических горизонтальных шурфов. Ширина магистральных линий местами достигала 12 метров, высота - везде 3 метра. Главный тоннель, соединивший Екатерининский дворец со станцией Александровская, вёл в особое депо и был оснащен двумя электромеханическими тележками. Для обеспечения всей системы электроэнергии на Церковной улице возвели большую электростанцию.
Фото 1911 г. Царскосельская Юбилейная выставка. Экспонаты АО для постройки экономных путей сообщения и мех. приспособлений системы "Артур Коппель". Основано 1897 г. С-Пб с целью главным образом постройки и эксплотации эк. подъездных широко- и узкоколейных ж.п. с паровым и эликтрическими двигателями и конножел. дорог.
|
Помимо электромеханических тележек, в «метро» можно было применять тележки на конной тяге. В подвалах трех парковых павильонов и «Китайского театра» предусматривались аварийные мини-электростанции на автомобильных двигателях.
Строительство царскосельского «метро» завершилось к маю 1913 года. Его ввод в строй был приурочен к 300-летию Дома Романовых. Но с началом Первой мировой войны о «метрополитене» стали забывать.
Летом 1915 года пришли в негодность электромеханические тележки. Забытым оказался и проект оборудования Александровского и Екатерининского дворцов электрическими лифтами для экстренного спуска в тоннели. Постепенно исчезли охранные посты в Александровском парке. Все, что могло хоть как-нибудь напоминать о «метро», было уничтожено или убрано.
Новая вспышка интереса к царскосельскому «метро» возникла в 20-е годы в связи с обнародованной на Западе версией об... эвакуации по тоннелям арестованной царской семьи на станцию Александровскую и оттуда по железной дороге - в Европу! Проверка этой версии Петроградским ЧК выявила невероятный факт: наличие царскосельского «метро» было тайной только для высшего руководства Советской России!
В 1926 - 1927 годах в Царском Селе работала большая комиссия, обследовавшая «метро», после чего тоннели были закрыты, а в царскосельских дворцах разместились закрытые базы отдыха ОГПУ. В конце 40-х годов во дворцах поселились военно-морские заведения, и вопрос о тоннелях закрылся сам собой, ввиду секретности этих заведений.
На протяжении десятков лет советские историки и чиновники отрицали факт существования царскосельских тоннелей. В прошлом году тоннели проследил царскосельский лозоходец Михаил Милков. Недавно был снят гриф секретности с исторического архива эсеровской эмиграции в Париже, в котором обнаружен сенсационный документ - расписка представителя Генерального штаба германской армии генерала Макса Гоффмана о принятии царской семьи 4 августа 1918 года!