Император Павел I терпеть не мог Царского Села. Во все свое царствование он едва ли не один только раз жил здесь в любимом дворце его матери, - это с 17 по 31 июня 1800 года, и то. должно прибавить , довольно неудачно.
-
По заказу императора
Александра I архитектор
В. Стасов в 1817 году создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, объединенных единым стилевым решением. Здесь все пронизано гордостью блестящих воинских побед, одержанных в войне 1812 года. В мае 1820 года во дворце случился пожар, который повредил церковь и двенадцать прилегающих к ней дворцовых комнат. "На сей случай,- говорит Л.Н.Энгельгардт, -Л.Нарышкин сказал, что дворец Царскосельский сгорел от того, «Que la cuor n`a pas de pompe», ибо там не было пожарных инструментов".
После пожара деятельно принялись за поправку дворца. В донесении архитктора В.Стасова от 16 сентября 1820 года князю Волконскому о производстве художественных работ во дворце, между прочим, читаем:" Живопись на холсте из масла производят художники: Академии художеств профессор Шебуев - плафон в церковь за сорок тысяч рублей в 18 месяцев с августа, профессор Егоров - 15 образов в иконостас и два на хоры за 8900 рублей в шесть месяцев с августа, профессор Иванов - три образа в алтарь за 2400 руб. в шесть месяцев, профессор Тупылев - вверх на стены четыре за 1200руб. в четыре месяца, акакдемик Безсонов - плафон в картинную галлерею за двадцать тысяч рублей в 11 месяцев с августа и академик Брюллов два плафона в гостиную" (Флора и Земфир) и столовую ( на половине государя) за десять тысяч рублей в октябре сего года". В алтаре церкви плдафон ("Слава Святого Духа") был написан в 1822 г. академиком Антонелли за двадцать тысяч рублей.
На хоры плафон (св.Софии и её дочери Вера, Надежда и Любовь) были написаны за 30 000 руб. художником Отто Инациусом; впрочем, он не имел возможность докончить свою работу, и плафон дописывал художник Густав Гиппиус в 1824 году. 23 иконы в церкви было написано новых, а из 92 уцелевших старых многие были подклеены на новый холст, с поправкою живописи, другие же реставрированы в большем объёме.
Часть испорченных картин в картинной галлереи была. под наблюдением Лабинского, исправлена художниками Императорского Эрмитажа Бриоски и Бенчини; многие картины были переведены и подправлены.
1-го июня 1823 года Шебуев написал призеденту Императорской Академии Художеств А.Н.Оленину : "Наконец, Бог меня сподобил бдагополучно окончить великую для меня работу, - плафон Царскосельской церкви поставлен на место 19-го сего мая месяца и удостоился всемилостивийшего государя императора воззрения! Итак, мне бы оставалось только радоваться, если б я не имел жену и детей, для которых одна слава моих работ, буде таковая может мне принадлежать, недостаточна, ибо мне нужно моих детей воскормить, воспитать и наградить, хотя и весьма малым состоянием. Я подрядился по малой опытности в столь огромных произведениях искусства написать помянутый плафон в полтора года за сорок тысяч рублей, полагая получить достаточную от него выгоду. Но дело вышло совсем иначе. Вместо полтора года времени, я, при неослабном труде, принуждён был работать без малого три года. К сей первой для меня неудачи во время присоединился убыток в денежной сумме, ибо принужденным нашелся (дабы столько времени не потерять в отделки архитектурных украшений и позолоты около главной плафонной картины) нанять несколько человек живописцев, которым принуждён был заплатить почти половину условленной суммы, другую же половину употребил большею частью на разные к сему делу пособия, как-то: холстину, грунтовку, краски и более всего на особенного рода станки, которые я должен был придумать для удобнейшего производства столь большого размера картин. В прежние времена за подобные работы платилось по 80 000 руб. О подобной цене я и помышлять не смею, но дерзаю всеподданнейше просить о малой прибавке к условленной мною сумме".
23-го июня государь жалует Шебуеву 5 000 руб. из кабинета , в подарок за плафон. Через 5-ть дней его определили к Эрмитажу и дали звание живописца его императорского величества, с пожалованием по 3 500 руб. в год. Это 500 руб. больше чем художникам Кюгельхен, Игнациус и Босс состоявшем при том же Эрмитаже.
Последним аккордом в анфиладе Екатерининского дворца стала Парадная лестница , созданная И. Монигетти в 1863 году и решенная в стилистике "второго рококо".
9 июня 1918 года Екатерининский дворец был открыт как музей для трудящихся страны.
-
В результате второй мировой войны, Большой Царскосельский дворец превратился мягко сказать в руину.
-
В настоящий момент, в начале XXI века, продолжается интенсивная работа по востановлению былого великолепия дворца и его парков.
-