«Справка устройство Лицея - 02» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Один из параграфов устава Лицея гласил:" Само сабой разумеется, что Российская история должна занять предпочтительное место". Особое внимание к российской истории в лицейской программе неслучайно. Частные учебные заведения и иностранцы, занимавшиеся домашним обучением, не ставили своей задачей вызвать у учеников интерес к родной стране. Иностранные воспитатели, "не стыдясь, печатали в газетах объявления, будут учить нас любви к отечеству, приверженности к вере и государю. Вместо того... внушали детям неуважение к родителям, и если не презрение, то полное равнодушие ко всему русскому и сочуствие ко всему иностранному. Восхваляя Тюреля, Кондэ, Наполеона, твердили, что во Франции все превосходно, забавы без числа, всё блаженствует, в России же все мрачно, скучно, что люди не живут, а только дышат... Юноши узнали от своих воспитателей, что делалось в Лондоне, Париже, но о России не слыхали ни слова". Лицейское воспитание, лицейский способ учения прежде всего должны были способствовать развитию национального самосознания, воспитанию граждаственности, патриотизма. Великому служению отечеству учили на примерах знаменитых мужей прошлого, жизнь и деяния которых всегда должны быть примером. "Особенно должно остановлять внимание на деяниях великих людей и заставлять воспитанников пересказывать их, указуя между тем им испытанные отличительные черты каждого характера". Трудно представить, но в программах гимназий отсутствовал родной язык и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы, о чем много заботились ученики М.В.Ломоносова. В Лицее же изучение русского языка и словесности начиналось с первого года обучения. Уважение к родному языку, к русскому слову тоже способствовало развитию патриотических чувств. Таким образом, создавая Лицей, стремились к разрешению очень важной проблемы - изъять воспитание русского дворянства из рук иезуитов и иностранцев и, согласно требованию времени, доверить его русскому учебному заведению. В лицейском уставе говорилось не только о том, чему надо учить, но и как учить. Общее направление всего лицейского обучения раскрывается в главе "Способы учения", первый параграф которой гласил:"Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие". Цель лицейского обучения заключается не олько в обогащении воспитанников знаниями. Профессора должны были развивать умственные способности воспитанников, научить их мыслить. Особенно четко эта задача сформулирована в разделе "Изящные письмена, или Словестность" : "Руковоствуя воспитанников в словестности, профессор должен тщательно избегать пустых школьных украшений. Напротив, он должен, занимая воспитанников предметами, возрасту их сообразными, прежде заставить их мыслить, а потом уже искать выражений и никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без ясных идей..." "Чтение избранных мест должно быть соправождаемо разбором, сила сего разбора состоит в том, чобы дать воспитанникам чувствовать, каким образом и какими средствами главная простая мысль получила особенную живость или возвышение, посему разбор не что иное есть, как разрешение данного предложения на первые его мысли и постепенное его образование". Лицейское обучение не походило на унивеситетские лекции. Если задача профессора университета - как можно лучше прочесть лекцию. не заботясь о том, насколько его слушатели усвоили матерьял, то в лицейском обучении главное - результат, главное, чтобы воспитанники поняли урок, "присвоили себе объясняемую мысль".
| "В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал..." "Евгений Онегин" А.С.Пушкин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спонсор сайта ООО"Татьяна Плюс" |
2005-01-03 23:57
|