Старый дворец

Фото начало XX века

Большой дворец

Фото начало XX века

 

«Справка здание Лицей - 01»

 

 

  Здание Лицея, построенное конце XVIII века архитектором И.В.Нееловым как "новый дворцовый флигель", было передано в ведение Минестерство народного просвещения. Лицею, открывшемуся здесь, были отданы и три каменных строения по Певческому ( ныне Лицейскому ) переулку.

Флигель строился для детей Цесаревича Павла Петровича. Галерея, перекинутая через Садовую улицу, была построена для того, чтобы Императрица избегавшая в конце жизни лестниц, могла легко навещать своих внучат. По смерти Екатерины II, здание, оставалось не занятым.

Дворец

Вид Большого дворца. Картина 1760-1761 годы. Баризьен Ф.Г.

И.В.Неелов решил фасады здания в простых и строгих формах, традиционных для русского классицизма. Композиция главного фасада, обращенного в сторону дворца и дворцовой церкви, была обусловлена необходимостью объединить новый флигель и старый церковный корпус в целостный архитектурный организм. И.В.Неелов сумел очень такично и умело подойти к стоявшему перед ним сложной задаче включения в барочный дворцовый ансамбль нового здания, решенного в формах классицизма.

Горизонтальной тягой он расчленил фасад на два ясно читаемых яруса и подчеркнул это членение мотивом портика из четырёх колонн коринфского ордена, равных по высоте двум верхним этажам. При этом два нижних этажа служат как бы цоколем для двух верхних. Портик акцентирует центр главного фасада.

Узкие русты цокольного этажа, пластическая обработка поверхности стен верхних этажей, мотив лепного декоративного фриза над окнами третьего этажа, рисунок и профилировка наличников окон над средней аркой-проездом типичны для раннего классицизма.

Переход, соединяющий новый флигель с церковным корпусом Большого дворца, И.В.Неелов решил мастерски. Его стороны прорезаны тремя арками - средней широкой и двумя боковыми узкими. Арки красиво прорисованы и удачны по пропорциям. Из-под арок открывается персперктива на идущую под гору улицу и парк. В то же время переход, связывающий флигель с дворцом, эффектно замыкает перспективу набережной канала, отделяющей парк от городских кварталов.

Лицей

Лицей вид от Садовой улицы фото 2005 года

И.В.Неелов предпологал разместить по сторонам средней арки в нишах декоративные статуи. Круглые барельефы над нишами иполнил искусный царскосельский мастер - лепщик Григорий макаров, но они не дошли до нашего времени.

 12 августа 1810 года (по ст. ст.) было Высочайше утверждено, передать 4-х этажный "новый" флигель Большого дворца, "с особым помещением под больницу, кухню и прочии хозяйственные пренодлежности, а равно и для жилья чиновников". С зданиями передана в собственность Лицея "мебель и всякая утварь при них бывшая".

13 февраля 1811 года, выполняя приказ о передаче зданий Лицею, обергофмейстер граф Литта отдал распоряжение передать по описи Министерству народного просвещения Новый флигель Царскосельского дворца и три каменных флигеля для устройства в них кухни, прачечной и жилья для чиновникам Лицея. В записке указывались строения:

  1. "Отделение дворца, занимавшееся их высочествами со всеми находящимися в нем теперь вещами и мебелями, равно и тем, которые могут быть вынуты из оного и храниться в особых местах.
  2. Флигель одноэтажный с мезонином по большому проезду, называемый прачечным, со всеми к нему принадлежностями и двором.(дом директора Лицея)
  3. Маленький флигель на том же дворе, занимаемый сушильнею.
  4. Флигель с поворотом, где помещается и теперь прачечная императрицы Марии Федоровны, со всеми к нему принадлежностями и двором".

 Архитектор В.П.Стасов в 1811 году за короткий срок произвел перепланировку и перестройку здания под новое учебное заведение. В половине нижнего этажа был расположен лазарет, в другой - канцелярия. В верхнем этаже - спальня, во втором - классы младшего курса и столовая, в третьем - классы старшего курса и парадный зал; в арке помещалась библиотека, частью состовлявшая собственность Императора Александра I в бытность его Наследником, частью собственную библиотеку Екатерины II из агатовых комнат Большого дворца. Вместо существующих деревянных лестниц возвели две каменные до самой кровли, третью - со стороны берёзовой рощи - только до второго этажа, отодвинув её к внешней стене. Для чистоты комнатного воздуха потолочное перекрытие четвертого этажа было поднято на семьдесят сантиметров за счет чердака. Помещения были окрашены в светлые тона, а большинство учебных комнат - двусветные.

19 октября 18811 года состоялось торжественное открытие Лицея. После церемонии открытия государь и гости осмотрели Лицей. Государь остался доволен светлыми просторными помещениями новой школы. Министр народного просвещения граф Разумовский был награжден орденом Святого Владимира I степени.

 Лицею были переданы сад и роща окружавшие Знаменскую церковь. На устройство сада в 1818 году Государь отпустил из своих средств 18 тысяч рублей. Около церковной ограды первым лицейским выпуском был устроен дерновый пьедистал, в который был вделана мраморная доска с надписью:"Genio loci", т.е. гению - покровителю здешних мест.

Большой зал

Вид Большого зала Лицея фото 2004 года

   После большого и разрушительного пожара 1820 года здание при участии архитектора В.П.Стасова было восстановлено в прежнем виде. В работах по отделке здания принял участие живописный мастер Ф.Брандуков. В Большом зале в проемах арок он исполнил композиции, имитирующие барильефы, а потолок расписал кессонами.

15 января 1829 года впервые после вступление на престол Лицей и пансион посетил император Николай I. Пансионом император остался недоволен и его 23 февраля 1829 года закрыли. Лицей стал выпускать питомцев только на гражданскую службу и комплектоваться выпускниками Санкт-Петербургского университетского благородного пансиона.

 В 1832 году здесь начались перестройки в связи с увеличением числа воспитанников до ста человек: окна общих спален были увеличены по размерам окон второго этажа; расширены столовая и буфетная, перегородки между отдельными комнатами лицеистов были сняты.

  Когда Лицей перевели в Петербург, здание вновь передали дворцовому ведомству. Его отвели под квартиры для чиновников, и оно многократно переделывалось. Планировка 1811 года была окончательно уничтожено, парадное крыльцо разобрано.  В 1844-45 годах под руководством архитектора Д.Ефимова флигель был перестроен. В трех нижних этажах было сделано четырнадцать квартир. Колонны в лицейском зале были сняты, арки в поперечных стенах заделаны кирпичом. На четвертом этаже устроено 16-ть номеров, для чего были сделаны новые деревянные перегородки. Парадный вход оказался со стороны Дворцовой улицы.

 Но в 1899 году, к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина, по ходатайству прогрессивной общественности на здании Лицея была установлена мемориальная доска: "Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811 - 1817". Доска была выполнена по эскизу архитектора А.Р.Баха, им же было определено и место её установления. 26 мая 1899 года состоялась закладка памятника великому русскому поэту. 15 октября 1900 года состоялось открытие памятника в Лицейском садике. Архитектор Р.Р.Бах, постамент архитектор А.Р.Бах.

Когда в 1911 году отмечался 100-летний юбилей Лицея, на этом же здании установили вторую мраморную доску со словами: "В сем здании с 1811 по 1843 год находился Императорский Лицей". 

 В 1920 году в здании бывшего Лицея, в одной из квартир, там, где некогда были спальни воспитанников, поселился известный литературовед и один из первых советских краеведов Н.П.Анциферов, который стремился установить местоположение "кельи" Пушкина.

В 1923 - 1925 годах в вестибюле Лицея у главного входа в здание со стороны Дворцовой улицы была установлена статую Пушкина работы Л.А.Бернштама. (работа 1911 года).

В 1930-х годах в здании Лицея жил выдающийся художник К.С.Петров-Водкин, увлеченно писавший портреты А.С.Пушкина. В этот период его "лицейская" квартира становиться очагом, своеобразным центром русской культуры. О.Э.Мандельштам со своей женой Надеждой Яковлевной жили в здании Лицея в 1927-1928 годах. В этот период Георгий Блок (лицеист LXV курса, выпуска 1909 года), двоюродный брат поэта А.А.Блока, вскоре арестованный и погибших на Соловках, советовал Мандельштаму написать пьесу о работе Екатерининского дворца, создать её на фоне Пушкинских (Детскосельских) парков, даже сыграть её здесь.

продолжение >>

 

"В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал..."

"Евгений Онегин" А.С.Пушкин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Спонсор сайта ООО"Татьяна Плюс"

Страница - 01 - 02 - 03 - 04 - 05 - 06 - 07

2005-01-04 19:16