Пашковская плотина

Фото начало XX века

Оранжерея

Фото начало XX века

 

«Справка история возникновения Лицея - 01»

 
  

Создание Лицея - детища "дней Александровых прекрасного начала" - относится к началу царствования Александра I и находится в тесной связи с планами преобразования Российского государства.

Это было время надежд и ожиданий, время грандиозных проектов и планов переустройства России. Были открыты новые университеты, гимназии, училища: сложилась стройная система образовательных учреждений.

Александр I

Император России Александр I Павлович ("Благословенный")

"Пётр Великий, - писал историк Н.М.Карамзин, - учредил первую академию в нашем отечестве, Елизавета первый университет, Великая Екатерина городские школы; но Александр, размножая университеты и гимназии, говорил: да будет свет и в хижинах!".

Система открывшихся учебных заведений в первые годы не принесла ожидаемых результатов. Менее других воспользовались новыми способами получения образования дворяне.

Россия в 1800-е годы имела 5-ть университетов. В двух из них - в Тарту и в Вильно - слушатели плохо знали русский язык или даже вовсе его не знали. Из трех русских Московский, уже проживший полвека, имел всего 215 студентов, в том числе и обучавшихся за казённый счет и имевших особое предназначение - быть учителями или медиками. В двух других, новорожденных, - Харьковском и Казанском - число студентов насчитывало несколько десятков.

Наука не считалась престижным делом: дворянин должен быть на военной службе или, в крайнем случае, на гражданско-административной. Не доверяя русским природным учителям, дворянство не отдавало своих детей ни в гимназии, ни в университеты ещё и потому, что они были открыты для представителей разных сословий. Чтобы поступить в университет, требовалось лишь одно условие - иметь необходимые для обучения знания: " Никто не может быть принят в университет студентом, не имея нужных познаний для слушания курсов, в университете преподаваемых".

Столбовое дворянство не считало возможным сажать своих детей на одну скамью с детьми мелких чиновников, разночинцев. Кроме того, новооткрытые учебные заведения были весьма далеки от совершенства и подчас очень неблагоустроенны. Отданный в 1814 году в Московскую губернскую гимназию будущий историк М.Н.Погодин ярко описал её состояние и обстановку: "Голые, чуть-чуть замазанные стены в наемном доме (на Кисловке), дощатые полы, которые часто не видать было из-под грязи, кое-как сколоченные лавки, животрепещущие столы. Одежда - мы ходили в жёлтых сюртуках из такого сукна, которое без обиды можно назвать войлоком; мы носили рубашки из такого холста, который в толстоте спорил с сукном, а в мягкости ему уступал; жилеты у нас были затрапезные. Пища - жидкие щи с куском говядины, которая с трудом уступала ножу, и гречневая каша с маслом, ближайшим к салу. Надзора никакого, ни одного надзирателя не было у нас, и должность их исполняли ученики из старших двух классов".

продолжение >>

 

"В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал..."

"Евгений Онегин" А.С.Пушкин
 
 
 
Описание выставочных комнат Мемориального музея-Лицей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Спонсор сайта ООО"Татьяна Плюс"

Страница - 01 - 02 - 03 - 04 - 05 - 06 - 07

2005-01-03 20:45