Гостиный двор. Царское Село.

Фото начало XX века.

Египетские ворота. Город Пушкин.

Фото начало XXI века.

 

«Подземное дело тёмное (записки краеведа) - 03»

 
 

Кирпичная тема графа Растрелли.

 До повсеместного распространения индустриального метода строительства, архитектор, как правило, был и руководителем работ. Граф Растрелли возил с собой даже мастеров по обжигу кирпича и ходатайствовал перед Императрицей о награждении достойных, «кои не пьянствуют». Летом 1751 года из г. Ярославля вызывают 400 каменщиков.

Фото начало XX века. парковый фасад Екатерининского дворца. Царское Село.

Фото начало XX века. парковый фасад Екатерининского дворца.

 В феврале 1748 года "Канцелярия от строений" отдает предпочтение кирпичу Царскосельского завода перед Невским. В марте 1755 года для строительства Земского дворца требуются каменщики «особливо из Ярославля и Костромы». В 1766 году Растрелли, уже в отставке пишет, что в России производят хорошо обожженный кирпич, а «работы выполняются в совершенстве». Кирпич высокого качества, даже несколько пережженный требуется для подземных работ. Растрелли, несомненно, возводил Висячий сад (близь церкви) и подземный спуск воды из него. Но может это не все? С.А. Максимов (1831-1901), уроженец Кологривского уезда Костромской губернии, в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» пишет, что галичские плотники могли «подсадить кикимору» после чего в доме начинался «полтергейст». Описанные им приемы есть шутки, а не порча, но за 150 лет до того могло быть иначе. Не костромичи ли устроили «то самое» что дает о себе знать до сих пор? Нелишне было бы отследить расход материалов год за годом. Тайный вывоз кирпича на подводах почти невозможен. Исчезать он мог только под землей - на тайные работы. Николай I, осматривая новую. Брестскую крепость, спросил «Из чего этот кирпич?». «Из глины» ответил строитель. «А я думаю из золота, судя по расходам» - сказал император, чем вызвал смущение у присутствовавших. Значит, было, что скрывать. Клейма на кирпичах из Брестской крепости - 1848 - до того это была редкость, «казенный» кирпич не клеймили. Частные заводы распространились после 1860-х годов.

Внутри и вокруг Руины.

 Постоянно повторяются легенды о том, что в башню сбрасывали отставленных любовников Екатерины II, хотя на самом деле она отправляла их в путешествие за границу. Жительница города Пушкина около 1960 года рождения со слов своей матери сообщила, что в момент освобождения города (январь 1944 года) в башне было много трупов.

Фото начало 40-х XX века. Башня-Руина. Левого спуска в настоящее время нет. Детское Село.

Фото начало 40-х XX века. Башня-Руина. Левого спуска в настоящее время нет. Екатерининский парк.

 Найти тогда трупы не представляло труда - труднее было найти живых для складывания их в столь неподходящим месте. Уроженец Кузьмина, 1938 года рождения около 1948 года видел в подземелье под насыпью боеприпасы без взрывателей, ходить приходилось по минам, лежавшим на полу в луже. Я видел около 1962 две авиабомбы, врытые в качестве тумб в Нижнем парке. После сведения обрываются, а пересказы путаются. Летом 1990 года при расчистке подвала самой башни найдены 2 копейки 1768, сама башня после 1770, и мина от миномета 106 или 120 мм - сдана в музей, уже пустая, без «хвоста». Около нового 2003 года под насыпью начались работы, до укладки нового каменного пола. В ходе работ выяснена конструкция фундамента под насыпью и отработаны методы работы в узком раскопе - время не пропало даром. Установлено, что стены сложены на растворе разного цвета и состава, но место спуска не найдено. А. Асташенко, известный исследователь подземелий, предположил, что вход и ближайшая часть спуска были разобраны, а потом из старого кирпича сложена сплошная стена. Кто мог это сделать в 1948 году, когда город только отстраивали?

Страсти вокруг Шапели.

 Башня Шапель окружена легендами. Как будто ее создатель, Адам Менелас, шотландец, был масоном, петушок держал масонские символы, а на третьем этаже, куда нет лестницы, собирались посвященные.

Фото конца XIX века. Статуя спасителя в павильоне Шапель. Царское Село.

Фото конца XIX века. Статуя Спасителя в павильоне Шапель. Александровский парк.

 Статуя Христа, стоявшая в капелле, заказана для одной из московских церквей, а ее создатель, Даннекер изображен с ее моделью в руках. Как будто в мастерскую, где стоял блок мрамора, вошел ребенок и сказал «Из него сделают спасителя». После чего скульптор работал с особым вдохновением. В 1886 году статуя передана в Русский музей, где и находится сейчас. Но тот же житель Кузьминки говорил, что была легенда - когда благословляющая рука Христа опустится - будет конец света. Фигуры ангелов, работы Демут - Малиновского бесследно исчезли — обломков не найдено. Разные люди сообщали, что в капелле собираются члены секты «Аум синрикё» - они же нарисовали на стенах маску Тутанхамона и тайные знаки. Записаны показания - в 1921 замурованы хода из башни, в которых скрывались бандиты, грабившие прохожих.

Фото начало XX века. Павильон Шапель.

Фото начало XX века. Павильон Шапель. Александровский парк.

 Спуск был в правой полуразрушенной башне. Другой спуск был еще во время съемок фильма «На графских развалинах» около 1970. В этом месте не раз бывали съемки фильмов, но других. Сказанное весьма сомнительно - в канавах долго стоит вода, а подземелья должны быть ниже уровня пруда. После разгрома ордена тамплиеров его шотландская ветвь была оправдана и приняла название ордена Терновника. Большая часть сокровищ тамплиеров исчезла, а найденные тайники оказались пусты. Связь тамплиеров, розенкрейцеров, масонов несомненна, но умение делать тайники известно гораздо шире. Шотландец А. Менелас был каменных дел мастером у Н.А. Львова, который, находясь на службе в Коллегии иностранных дел, следуя из Франции в Испанию проезжал места связанные с альбигойцами. Не мог не знать о подземельях Монсерата, даже если там не был. В письмах сообщает только о посещении музеев и соборов. Видимо отчеты о миссии по ступали канцлеру Воронцову. Еще раньше, на службе в Измайловском полку, посетил Выборг и сделал рисунок замка, не мог не знать о ходе под заливом. Название Шапель, от франц. «Шапо» - венок из роз, который носила во время карнавала королева красоты, а потом возлагала на статую мадонны - там же в Провансе. Раскручивать можно любую версию - были бы желающие. Состояние башни ухудшается на моей памяти - ведь я помню в ней жили и были цветные стекла.


Rambler's Top100 Количество - - посещений.  
00 - 01 - 02 - 03 - 04 - 05 - 06 - 07 - 08

 

версия 2006-02-07
начало 2006-01-15
С удовольствием приму (скопирую) старые фото Царского Села. Виды улиц, домов и парков. Пишите на почту. Интересуюсь фото бюстов, памятников Сталину в городе Пушкине.
 
 

Фото** съёмки взрыва солдатами вермахта прохода в Башни-Руина. Фото 1943-44 гг кадр № 1. Кадры № 2 - 3 - 4. Фото присланы Алексеем.

** - Вышда ошибка однако. Справка Алексеем Пр. По поводу башни руины. Кадры взяты с немецкой кинохроники.
На самом деле это немецкая арт. батарея из 215-й ПД обстреливает передовую.
Почему перед горой у башни руины ? Немцы таким образом укрывались от советских средств обнаружения арт. огня (звуковых и световых). -- от 2006-02-07