Карта парков Детского Села

Часть карты 1939 г.

Карта центра Детского Села.

Часть карты 1939 г.

 

«Подземное дело тёмное - приложение 002»

 
 

Проект века: Царскосельское метро…

Федор Морозов II.

 Февраль 1998 г.

 Нехотя разгоравшаяся революция 1905 года заставила многих призадуматься. Вот и царь позаботился о собственной безопасности. Его личная охрана, именовавшаяся теперь царским конвоем, была увеличена втрое, главным образом, за счет казаков. Под окнами Зимнего дворца вырос силуэт подводной лодки «Ерш», готовой в любой момент раствориться в пучине Невских вод с опальной царской семьей.

Императрица Александра Фёдоровна на приёме в Екатерининском дворце. Конвойцы ЕИВ по бокам. Фото начало XX века.

Императрица Александра Фёдоровна и Великие княжны на приёме в Екатерининском дворце. Конвойцы ЕИВ по бокам. Фото начало XX века.


 В Царское Село зачастили инженеры-железнодорожники. Поползли слухи о строительстве там отдельных «царских» веток железной дороги. Наземная ветка возводилась открыто с привлечением огромных сил и средств. У северной окраины Александровского парка вырос великолепный павильон с собственным депо. В местных ателье днем и ночью шили по эскизам наимоднейшего модельера Федора Шехтеля облачение стрелочников и начальников станций новой железной дороги.

 Вторая железнодорожная ветка, которую предполагалось подвести к Царскому Селу, строилась тихо, в условиях страшной секретности. Называли ее «метро». Весь Александровский парк в Царском Селе с июля 1905 года был окружен плотными караулами. Повсюду нацепили колючую проволоку, пестрели объявления о строжайшем запрете посещать парк, торчали масляные светильники. На северо-западной окраине выросли две «таможни», через которые круглые сутки в направлении деревни

Императорский павильон (Урицкого). Город пушкин. Фото 2004 г.

Императорский павильон (Урицкого). Город Пушкин. Фото 2004 г.

 Кузьмино вывозился грунт. Мрачная тайна, окружавшая строительство царскосельского «метро», стала развеиваться только к 1907 году, когда финансирование проекта стало давать сбои и к завершению работ приобщились местные деловые круги. 11 августа 1907 года получил пропуск на «объект» и мой двоюродный дядя Илья Мартемьянович Морозов, поставщик мореного дуба, янтаря и яшмы. По его описаниям, строительство велось местами открытым способом. Большая глубина залегания тоннелей (8 метров) не позволяла вести повсюду открытую проходку.
 Еще в эпоху Екатерины II в Царском Селе были отрыты первые тоннели большой протяженности, соединившие Екатерининский дворец с домом Драпкина (Пушкинская, 14) и Александровским дворцом. Строители использовали старые тоннели в качестве технических горизонтальных шурфов. Ширина магистральных линий местами достигала 12 метров, высота - везде 3 метра. Главный тоннель, соединивший Екатерининский дворец со станцией Александровская, вёл в особое депо и был оснащен двумя электромеханическими тележками. Для обеспечения всей системы электроэнергии на Церковной улице возвели большую электростанцию.

Царское Село 1911 г.

Фото 1911 г. Царскосельская Юбилейная выставка. Экспонаты АО для постройки экономных путей сообщения и мех. приспособлений системы "Артур Коппель". Основано 1897 г. С-Пб с целью главным образом постройки и эксплотации эк. подъездных широко- и узкоколейных ж.п. с паровым и эликтрическими двигателями и конножел. дорог.


 Помимо электромеханических тележек, в «метро» можно было применять тележки на конной тяге. В подвалах трех парковых павильонов и «Китайского театра» предусматривались аварийные мини-электростанции на автомобильных двигателях.
 Строительство царскосельского «метро» завершилось к маю 1913 года. Его ввод в строй был приурочен к 300-летию Дома Романовых. Но с началом Первой мировой войны о «метрополитене» стали забывать.
 Летом 1915 года пришли в негодность электромеханические тележки. Забытым оказался и проект оборудования Александровского и Екатерининского дворцов электрическими лифтами для экстренного спуска в тоннели. Постепенно исчезли охранные посты в Александровском парке. Все, что могло хоть как-нибудь напоминать о «метро», было уничтожено или убрано.
Новая вспышка интереса к царскосельскому «метро» возникла в 20-е годы в связи с обнародованной на Западе версией об... эвакуации по тоннелям арестованной царской семьи на станцию Александровскую и оттуда по железной дороге - в Европу!  Проверка этой версии Петроградским ЧК выявила невероятный факт: наличие царскосельского «метро» было тайной только для высшего руководства Советской России!
 В 1926 - 1927 годах в Царском Селе работала большая комиссия, обследовавшая «метро», после чего тоннели были закрыты, а в царскосельских дворцах разместились закрытые базы отдыха ОГПУ. В конце 40-х годов во дворцах поселились военно-морские заведения, и вопрос о тоннелях закрылся сам собой, ввиду секретности этих заведений.
 На протяжении десятков лет советские историки и чиновники отрицали факт существования царскосельских тоннелей. В прошлом году тоннели проследил царскосельский лозоходец Михаил Милков. Недавно был снят гриф секретности с исторического архива эсеровской эмиграции в Париже, в котором обнаружен сенсационный документ - расписка представителя Генерального штаба германской армии генерала Макса Гоффмана о принятии царской семьи 4 августа 1918 года!


Rambler's Top100 Количество - - посещений.
01 - 02 - 03 - 04

 

версия 2006-02-03
начало 2005-04-14
Открытки начало XX века с видами Царского Села.
Статистика города Детское Село до войны.
Страничка фото Янтарная комната Большого Екатерининского дворца.
Фото военных лет города Пушкина.
Страничка новости сайта www.geglov2.narod.ru