Московская улица

Фото начало XXI века

Московская улица

Фото начало XXI века

 

«Справка в Царском Селе - 05_05»

 
 
 

"Мясные  ряды”.

     Принцип его построения един с основным зданием - оформление проемов рамкой, вертикальными тягами которой являются рустованные лопатки с пилястрами, а горизонтальными - нижняя тяга карниза.
     Боковой фасад на углах оформлен рустованными лопатками, на который опирается профильный карниз. Под карнизом наверху стены горизонтальная филенчатая панель, как на торцовом фасаде мясных рядов. Боковой фасад завершается фронтоном.
     Дворовый фасад имеет вход в подвал из приямка, конструкция и материалы соответствуют существующим на главном здании. Кроме карниза декоративных деталей этот фасад не имеет.
     В 1905 году  произошел еще один крупный ремонт здания мясных рядов. В зеленой лавке были разобраны своды и сделаны вновь, были проведены и какие-то земляные работы у зеленой лавки .
- У трех крылец были разобраны 18 ступеней, 30 погонных саженей (63,9 м) цоколя и фундамента 2 кубические сажени (4,26 куб.м). 
- с дворового фасада зеленой лавки в фундаменте сделан проем для двери высотой 3 аршина (213,36 см), шириной 2 1/2 аршина  (177,8 см). 
- между деревянными балками разобрана кирпичная стена (всего 5 рядов кирпича) и выбучены фундаменты объемом 2 кубические  сажени (4,26 куб.м).            
- положены ступени длиной  2 1/2 аршина  (177,8 см)  19 штук. Подведены  железные балки и сделаны кирпичные своды на цементе. Толщина сводов 1/2  кирпича, площадь 2,2 кв. сажени (4,69 кв.м).
- в цоколе сделаны 2 просвета и с дворового фасада были сделаны 2 просвета.
     В подвале устроена закладная дверная рама с дверью размерами 1 аршин 12 вершков (124,6 см), шириной 2 аршина (142,24 см).
    Поскольку с 1905 года производился ремонт дренажной системы гостиного двора, то частично  работы по фундаментам и земляные работы могут связаться с ремонтом дренажа мясных лавок.  Вполне вероятно, что пять наружных лестниц на галерею появились во время этого ремонта. И именно с этим связаны пробивка дверей, большие объемы переделки цоколей и земляные работы. Такое предположение можно сделать на основании прошения от 1 августа 1912 года о разрешении ремонта лестницы на галерею между 10 и 11 лавками.
      Если это верно, то современный вид в основном архитектурном решении у здания появился в 1905 году.
     Территория двора мясных рядов делилась на парадный двор, два боковых  и задний двор. Дворы мясных рядов были застроены временными ларями и лавочками . На территории  заднего двора находился общественный туалет и колодец дренажных вод.

                                                   *          *          *

    После пожара 1862 года в гостином дворе начинается строительство каменного гостиного двора на месте сгоревшего.
    Вместе со зданием гостиного двора  предполагалось и строительство часовни во имя Св. Александра Невского. Здание часовни предполагалось соорудить в центре двора.
    Таким образом, здание часовни, фиксируя геометрический центр площади двора, было ориентировано на центр фасада мясных рядов. Часовня была поставлена на подиум и в плане имела форму креста, стороны которого образовывали выступы стен.
    Заложена часовня была 25 июля 1864 года, а освящена в память Св. Александра Невского 1 июля 1866 года.
            Описывается в документах она следующим образом :
“Часовня сия каменная, в ней образ Благоверного Великого князя Александра Невского, перед образом посеребренный подсвечник, и в часовне небольшая люстра, купол часовни железный, чешуйчатый окрашен голубой краской и осеян пятью крестами”.
     Часовня была приписана Царскосельскому Екатерининскому Собору.

                                                 *          *          *

    Здание мясных рядов города Пушкина стоит на учете в КГИОП, памятник Федерального значения.
    Сооружения архитектуры, имеющие утилитарную специфическую функцию, представляют особый интерес в истории развития архитектуры России. В них помимо стилистических поисков форм и декора отражаются неповторимые черты времени с его представлением об удобстве, эстетике обыденного, связанных с определенной стадией социального развития общества.

    Главный фасад здания представляет собой сочетание по контуру поверхностей разных характеристик. Прямолинейных участков фасада зеленых лавок и вогнутого, занимающего большую часть поверхности участка, фасада мясных лавок. Зеленые лавки начинают и заканчивают композицию фасада.
Основным звеном, составляющим композиционно-конструктивную систему главного фасада, является аркада, установленная на высоком подиуме. Арки ее упираются на наружные столбы крестообразного сечения и на лопатки и пилястры внутренней стены галерей, составляющей наружную стену лавок. Наружные выступы столбов образуют тектоническую систему композиции здания, при которой эти выступы-лопатки являются опорными для антаблемента всего здания. Более низкие боковые пилястры тосканского ордера столба воспринимают опирание наружной аркады, а внутренние пилястры - свода галереи.
    Подиум здания имеет соответствующую основной его части расчлененную поверхность выступающих частей  его стены архитектурно оформленных как пьедесталы столбов. Между пьедесталами поверхность стены, в ее вогнутой части, прорезают горизонтальные окна подвала, а под зелеными лавками расположены входы в подвал.
    Низ стены подиума имел цоколь, состоящий из двух рядов плит старицкого известняка размерами: толщина 4 вершка (17,8 см), в постели 10 вершков  (44,5 см), общая длина цоколя 220 погонных саженей (468,6 м) . Входы в подвалы зеленых лавок имели приямки, откосы которых были облицованы таким же материалом. Ступени их лестниц были выполнены из известняка. Двери щитовые.
Внешней стеной галереи является аркада. Столбы арки галерей зеленых лавок имеют больший шаг расстановки опор и более пологий свод двух арок. Своды мясных  лавок одинаковые и имеют равномерный шаг расстановки колонн. Верхние окрывочные плиты площадки галереи составляют элемент фасадной поверхности. Между столбами галереи  находилась железная кованая решетка, высотою 1 аршин 3 вершка (84,55 см). Дверные заполнения - трехстворчатые, филенчатые с импостами двери с остекленной полукруглой фрамугой. Двери были сделаны из 2 1/2 дюймовых (6,35 см) сосновых досок высотой 4  1/2 аршина  (320,04 см)  и шириной 3  1/2 аршина (248,92 см).
    Завершается фасадная стена упрощенным классическим антаблементом: архитрав - профильная тяга, фриз сама стена и профильный карниз: он поддерживается лопатками на части, где расположены мясные лавки и пилястрами на части. где расположены зеленые лавки. Его конструктивную основу составляют известняковые спусковые плиты размером в постели 1  1/4 аршина (88,9 см), толщина 1  1/2 вершка (6,675 см). Остальной профиль карниза составляется из тесанного кирпича.
    Кровля крыши - железная с выходами брандмауэров на кровли . Над зелеными лавками были фронтоны . Скорее всего в поле каждого из фронтонов  были круглые филенки, как у фронтона торцового фасада.
Стены главного фасада - кирпичные, оштукатуренные. Профили всех тяг и лопатки оштукатурены. Торцовые фасады здания в силу планировочного решения входят в композицию главного фасада. Его первоначальный облик достоверно известен по чертежу, подписанному Никитиным. В основных чертах он соответствует ныне существующему фасаду. Его композиция построена симметрично.
    Основа  симметрии - две пары пилястров, по бокам фасада и если между одной парой пилястров расположена арка галереи и наружная лестница, то между другой парой пилястров наверху расположен арочный оконный проем.
Между парами пилястров наверху фасада большая филенчатая панель. Антаблемент такой же, что и на фасаде лавок. Увенчивается здание фронтоном с карнизом, в поле которого - круглая филенка. У фасада двухрядный каменный цоколь. Лестница на галерею из известняковых ступеней, ее парапетом являются наугольные квадратные плиты. Четырем пилястрам внизу здания соответствуют четыре пьедестала.

     Дворовый фасад представляет собой единую вогнутую радиусную поверхность стены, расчлененную на всю высоту лопатками, которые идут от цоколя здания к горизонтальной тяге архитрава.

                                                    *          *          *

   “Архитектор по устроению Царского Села” Николай Степанович Никитин родился в 1810 году. Окончил Императорскую Санкт-Петербургскую Академию Художеств со званием художника 14 класса в 1833 году.
   Во время обучения награждался золотыми и серебряными медалями за живописные работы, изображающие архитектурные пейзажи. В 1834 году для совершенствования в декорационной живописи был отправлен за границу.
В Петербург вернулся в 1840 году. За привезенные в качестве отчета работы был удостоен Высочайшего Одобрения, и в 1840 году возведен в звание академика. 1 сентября 1841 года по собственному прошению определен в канцелярию Главноуправляющего Дворцовым Правлением и городом Царское Село архитектором по устроению Царского Села. Сверх этой должности был каменных дел мастером в Строительной комиссии по устроению Эрмитажа и по перестройке дачи Великого князя Николая Николаевича в Царском Селе.
   За время службы награждался орденами: св. Станислава  3 степени и св. Анны. За проект и постройку здания  Царскосельского приюта Императрицей был награжден алмазным перстнем. Последний чин - коллежский ассесор. В отставке с 19 сентября 1865 года.
   Умер архитектор Никитин от болезни 27 ноября 1881 года, погребен на Казанском кладбище Царского Села.

                                                  *          *          *

Продолжение >>

Количество - - посещений. Rambler's Top100
01 - 02 - 03 - 04 - 05 - 06 - 07 - 08 - 09 - 10
версия 2006-07-27
начало 2006-07-27
01 - 05А - 02 - 03 - 04 - 05 - 06 - 05B - 07 -

Прихожане

Пастор с прихожанами в (Лютеранской церкви). Детское Село. Фото 1929 г., ЦГАКФФД, шифр (Др 7457).

Прихожане

Пастор с прихожанами в (Лютеранской церкви). Детское Село. Фото 1929 г., ЦГАКФФД, шифр (Др 7458).

Ал.Феодоровна в Сиреневой гостиной, Александровского дворца. Царское Село.

Ал.Феодоровна в Сиреневой гостиной, Александровского дворца. Царское Село, - Взято с сайта Романовских семейных альбомов А.Вырубовой "YALE UNIVERSITY". (Фото начало XX века).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz